13790

2011: главные события - Nintendo и Microsoft

Не только катаклизмами, экономическими и политическими кризисами запомнился 2011 год. На игровом рынке тоже бурлили страсти. Одни компании спокойно плыли по течению и укрепляли свои позиции. Другие старались вцепиться в глотку конкуренту и вырваться на первое место. Третьи  вынуждены были принять болезненные решения, чтобы как-то удержаться на плаву и дожить до 2012-го, чтобы вместе со всеми встретить предписанный древней цивилизацией конец света. Это мы и рассмотрим в нашей статье. В смысле, произошедшие события, а не то, что календарь Майя обрывается на дате 21.12.2012. Сначала остановимся на действиях большой тройки -  Nintendo, Microsoft и Sony - а потом  пробежимся по остальным историям, которые оказали заметное влияние на содержание наших новостей.

Nintendo - кровопускание

Большую тройку неспроста называют "большой" по аналогии с политическими собраниями. Три платформодержателя определяют лицо игрового рынка и его развитие. Однако Nintendo стоит немного в стороне от пары конкурентов.

"Особый путь" японской компании построен на инновациях, стремлении расширить привычные рамки новыми способами управления или отображения. Подобный подход себя оправдал в случае с революционными Wii и DS, но в 2011 году начались серьезные проблемы.

После того, как Sony и Microsoft предложили свои контролеры движений (PS Move и Kinect соответственно), Wii резко потеряла привлекательность для покупателей. Продажи консоли пошли на спад, игры от независимых издателей почти перестали выходить. Сама Nintendo на радость поклонникам выпустила несколько замечательных проектов (The Legend of Zelda: Skyward Sword, Xenoblade Chronicles), которые (вместе с фитнесом и танцами) худо-бедно помогли Wii удержаться на плаву до конца года. Но лайнер получил пробоину и заваливается на бок. О былом превосходстве можно забыть. Остается только ждать неизбежного.

Nintendo срочно нужна консоль нового поколения, чтобы удержать за собой стремительно сужающуюся долю рынка. Покупатели-казуалы, на которых компания сделала ставку при развитии Wii, оказались ненадежной аудиторией. Стоило им предложить более интересное игровое устройство с поддержкой HD-графики, и они отвернулись от былого кумира.

На выставке E3-2011 (7-9 июня) Nintendo представила игровую консоль нового поколения, концепция которой в корне отличается от Wii. Иначе нельзя. Microsoft со своим Kinect подминает под себя казуальную аудиторию. Инновационный контроллер движений, несмотря на все его недостатки, дает главное - новизну ощущений и впечатлений от игрового процесса. Игры выходят регулярно, игры становятся лучше и больше. Так что этот сектор потерян, наверное, для всех, пока какой-нибудь гений не придумает новый контроллер движений, который окажется проще и удобнее Kinect.


Внешний вид игрового контроллера Wii U

Wii U - так называется консоль нового поколения - оказалась необычной игровой системой во многом из-за того, что Nintendo не успела хорошо подготовиться к выставке E3. Ее презентация прошла скомкано, толком ничего не показали и оставили после себя множество вопросов, самый главный из которых: что это было?! Ситуация оказалась плачевной для Nintendo. Сразу после конференции обвалились акции компании.

Отличительной особенностью Wii U является огромный контроллер с резистивным сенсорным экраном размером 6‘’, который реагирует на нажатия (данная технология на сегодняшний день устарела, в телефонах и планшетах используются более совершенные емкостные сенсорные экраны, которые реагируют на прикосновения пальцами). Контроллер Wii U обладает двумя Circle Pad (непривычная альтернатива классическим аналоговым стикам в геймпадах), гироскопом, акселерометром и встроенной камерой.

По сути эту чуть доработанная (плюс один Circle Pad) и увеличенная в несколько раз нижняя половина портативной игровой консоли Nintendo 3DS. Обеспечивает он ровно те же возможности, а в роли второго, большого экрана выступает телевизор. В принципе неплохо, однако очевидно, что Nintendo сегодня развивает идеи, заложенные в первой DS. Смелые инновации для компании остались позади.


Нижняя половина игровой консоли 3DS

Данное решение выглядело бы весьма привлекательно, если бы не ряд вопросов. Насколько будет хватать аккумуляторов у подобного устройства с 6’’ сенсорным экраном (день-два, а может всего несколько часов проработает)? Как он повлияет на конечную цену консоли (стоимость подобного геймпада должна сильно выходить за привычные рамки)? Почему можно использовать только один планшетный контроллер в связке с Wii U (серьезное препятствие для игр с локальным мультиплеером)? И сможет ли это решение - вполне привычное для портативных платформ -  подарить покупателям новые впечатления? Последнее имеет важное значение.

Очевидно, что контроллер будет иметь большой вес, непривычные органы управления, неудобное расположение кнопок (относительно стандартных геймпадов). Смогут ли сенсорный экран и гироскопы перевесить эти недостатки для конечного пользователя? Особенно если этот пользователь обожает активные игры (мультиплеерные шутеры, гонки, файтинги), где нет ни секунды времени отвлекаться от телевизора.

Наконец, не все ясно с аппаратными характеристиками Wii U. Будет ли новая консоль значительно превосходить PS3  и Xbox 360 - не ясно. Скорее всего нет, поскольку Nintendo обычно предпочитает дешевые решения.

Также отметим, что поскольку Nintendo до сих пор имеет самую отсталую сетевую инфраструктуру из представленных на игровом рынке,  есть серьезные опасения за будущее онлайнового мультиплеера. Во-первых, из-за неясности того, что это будет, и как хорошо оно будет работать (анонс Nintendo Network обнадежил, ждем официальной демонстрации) . Во-вторых, так как самыми массовыми мультиплеерными играми являются кроссплатформенные шутеры (Call of Duty, Battlefield), вряд ли их фанаты станут покупать новую консоль, только чтобы поиграть в то же самое, пусть и (возможно) с чуть лучшей графикой. В-третьих, как уже упоминалось, преимущества планшетного контроллера Wii U в подобных играх сводятся на “нет”, выпячиваются только недостатки.

О будущем Wii U сложно судить. Nintendo уже много раз поднимали насмех из-за их “особого пути”, чтобы через пару лет озадаченно смотреть на рекордные показатели продаж и удивляться своей недальновидности. Но сегодня как никогда сильна позиция Xbox 360 и PS3 благодаря их низкой стоимости, массовости и развитому мультиплееру. Пробиться на рынок новой домашней консоли будет невероятно сложно. Особенно если цена у нее будет значительно выше, игры - те же (а они будут в основном те же самые за исключением эксклюзивов от самой Nintendo), а новый контроллер накладывает больше ограничений  в устоявшиеся жанры, чем дает новых возможностей.

К тому же PS3 и Xbox запросто могут “убить” конкурента на подлете - простым снижением стоимости, чтобы испортить ему старт, а через год-два выпустить свои консоли следующего поколения и развеять память о Nintendo в домашнем секторе по ветру. Все зависит от дальнейших шагов каждой из сторон.

Помимо невнятного анонса Wii U и резкого падения продаж Wii компания Nintendo в 2011 столкнулась с неприятностями, связанными с запуском новой портативной платформы 3DS.

Запуск 3DS состоялся 26 февраля в Японии и 25-27 марта 2011 года в Европе и США. С обзором этой портативной консоли от Nintendo вы можете ознакомиться в нашей статье. 3DS внешне мало отличалась от предшественницы DS Lite, не впечатляла аппаратными характеристиками и обладала множеством мелких недостатков. Непродуманное расположение элементов управления и отсутствие второго Circle Pad аукнулось быстро - сегодня для 3DS можно найти в продаже монстуозного вида приставку Circle Pad Pro. Ее поддержка заявлена в Monster Hunter Tri G, Resident Evil: Revelations, Metal Gear Solid 3: Snake Eater 3D и Kingdom Hearts 3D: Dream Drop Distance. И скорее всего на E3-2012 Nintendo анонсирует новую ревизию 3DS с улучшенным расположением органов управления и сильной батареей. На данный момент 3DS работает всего около трех часов без подзарядки.


Консоль 3DS, установленная в аксессуар Circle Pad Pro

Остальные недостатки, связанные со слабой стартовой линейкой игр, высокой ценой, архаичным онлайновым сервисом, рассосались со временем, но очень болезненно для Nintendo. После ожидаемого всплеска продажи портативной консоли сорвались и устремились вниз. Это был провал. Не помогли ни преданные фанаты, ни “фишка” в виде 3D-экрана, ни выпуск ремейка “лучшей игры всех времен и народов” The Legend of Zelda: Ocarina of Time 3D.

Осталось дождаться запуска конкурирующей PS Vita с гораздо более впечатляющими возможностями, и портативный бизнес Nintendo можно хоронить. Надо было совершить как минимум чудо, чтобы остаться на плаву. И руководство компании сделало в буквальном смысле кровавое жервоприношение, чтобы это чудо случилось.

11 августа, спустя четыре месяца после запуска, цена 3DS была снижена на 40%. Акции Nintendo рухнули, а продажи консоли резко подскочили, поскольку новинка внезапно оказалась самой дешевой портативной игровой платформой - дешевле даже PSP и примерно равной по стоимости DSi.

Следующий шаг заключался в переманивании на свою сторону популярных игровых серий - на 3DS появятся Resident Evil, Tekken, Metal Gear Solid, эксклюзивно выходит Monster Hunter 4, что фактически означает победу в Японии, в которой охотники на монстров пользуются удивительным успехом. В конце 2011 года на 3DS вышли Mario Kart 7 и Super Mario 3D Land, сильно подхлестнувшие продажи консоли.

Низкая цена и Mario помогли 3DS встретить Новый год с высоко поднятым подбородком и испортить запуск Sony PS Vita в Японии. Однако высокой ценой: поступившись прибылями, потеряв доверие покупателей и инвесторов, признавшись в недальновидном планировании. При этом успех 3DS может быть временным. Во-первых, из-за казуальной направленности платформы - а тут сильна конкуренция со стороны телефонов и планшетов. Во-вторых, из-за отношения сторонних издателей - они пока заняли выжидательную позицию и кормят аудиторию дешевыми переизданиями старых игр. В-третьих, у Nintendo не так много внутренних студий, чтобы в равной степени поддерживать все свои платформы, а ведь на носу выход Wii U, которая также обещает быть трудным ребенком.

 

Microsoft - непотопляемые

Компания Microsoft - единственная из “большой тройки”, которая не допустила ни одного серьезного промаха в маркетинге своей домашней игровой системы Xbox 360. Консоль стабильно продается, темпы год от года наращиваются, привлекается новая аудитория, совершенствуется интерфейс, аппаратная конфигурация и внешний вид, появляются инновационные способы управления. А когда все хорошо, то и вспоминать обычно нечего. Хотя кое за что можно зацепиться.


Новая ревизия Xbox 360

Очевидно, что недостатком Xbox 360 на сегодняшний день является малое количество эксклюзивов. Microsoft не ставит палки в колеса сторонним издателям, не конкурирует с ними схожими проектами, не пытается “убить Call of Duty” или “раздавить Need for Speed”. В общем, не мешает издателям зарабатывать, и делает все для того, чтобы консоль покупали. Microsoft выпускает собственные игры редко, но метко и в точно рассчитанное время, планомерно работая над имиджем платформы. За год вышли успешные Gears of War 3 и Forza Motorsport 4, а ремейк Halo Anniversary поддержит интерес аудитории к Джону-117 до выхода Halo 4 в 2012-ом.

Активно развивалось направление подвижных игр для Kinect, и это начинание было вознаграждено сторицей - инновационное устройство привлекает новую аудиторию и обеспечивает хорошие продажи Xbox 360. Серьезные силы брошены на развитие онлайнового сервиса XBLA, пополнившегося увлекательными, необычными и, что важно, эксклюзивными проектами.

Наконец, с последним обновлением dashboard и благодаря новой, почти бесшумной и компактной ревизии консоль превратилась в онлайновый мультимедийный комбайн с поддержкой приложений для социальных сетей, YouTube и прочих. Функциональность Kinect интегрирована в интерфейс консоли, позволяет комфортно управлять многочисленными функциями как жестами, так и голосом.

В отличие от Sony и Nintendo, у Microsoft нет озвученных планов по выпуску портативной игровой консоли. Вместо того, чтобы пытаться выжить в окружении набирающих популярность и дешевеющих телефонов и планшетов, софтверный гигант предлагает собственную операционную систему для портативных устройств с интегрированным сервисом Xbox Live. С его помощью можно где угодно общаться с друзьями, менять костюмы аватара, просматривать статистику, зарабатывать награды в мобильных играх - и они будут прикрепляться к вашему профилю. Более того, Microsoft выпустила приложение Xbox Live для iPhone и iPad - сильный ход.


Поддержка Xbox Live в портативных устройствах на базе Windows

Так что Microsoft, если сумеет популяризовать свою операционную систему, сможет легко обойтись без собственной карманной игровой консоли. Она у нее уже есть. В том же смысле, как она есть у Apple и Google. Правда конкуренция у Microsoft на ранке планшетов и телефонов гораздо серьезнее, чем возня в игровой песочнице с Nintendo и Sony. Там надо выстоять в войне против крупнейших в мире IT-компаний.

На игровом рынке персональных компьютеров присутствие Microsoft почти незримо. Неведомо зачем выпустили Fable 3 для PC, непонятно к чему анонсировали Kinect для компьютеров - вот и вся активность за прошедший год. Показательно, что единственной PC-эксклюзивной игрой от Microsoft Game Studios  стала условно-бесплатная Age of Empires Online. Игры с подобной моделью распространения пользуются на PC все большей популярностью, позволяют избежать рисков и приносят стабильный доход на протяжении всего жизненного цикла.

Analysis

Nintendo. 2011 и 2012 годы - переломный период в истории компании, которая на современном игровом рынке себя чувствует неуютно и держится на плаву только за счет низкой цены и бренда Mario. Запуск 3DS показал, что компания потеряла былую хватку и дальновидность, пришлось принести огромную жертву, чтобы не дать консоли провалиться. Зато теперь, когда она является самым дешевым игровым устройством с поддержкой популярных брендов от сторонних издателей (Resident Evil, Metal Gear Solid, Monster Hunter, Tekken, Kingdom Hearts, Tales of … и прочие) у нее есть хорошие шансы удержать лидерство до новой, улучшенной и более дорогой ревизии. На данный момент 3DS - это полуфабрикат в лоханке Circle Pad Pro, которому еще только предстоит стать самодостаточной портативной игровой платформой. Также много вопросов вызывает будущий запуск Wii U, в успехе которой есть большие сомнения из-за сильной позиции Xbox 360 и PS3.

Microsoft. Позиции Xbox 360 сильны как никогда благодаря постоянному развитию игровой платформы (новая ревизия, новый dashboard, новый контроллер движений, новые функции, сильная поддержка со стороны сторонних издателей, отличный маркетинг). Microsoft действует как умелый платформодержатель, привлекая аудиторию низкой ценой, оригинальными решениями и редкими, но качественными эксклюзивами. Компания, что важно, не мешает другим издателям зарабатывать деньги, и планомерно работает над созданием своего маскота (как у Nintendo - Mario), одного имени которого достаточно для обеспечения продаж - Halo. Скорее всего уже ведутся работы над созданием преемника Xbox 360, но вряд ли мы услышим о его анонсе в 2012 году. Еще слишком рано резать курицу, несущую золотые яйца.

 

Продолжение следует

  • Анонсы Gametech.Ru через Twitter
  • База данных игр для PS3
  • Как и где покупать игры для консолей
  • Экспорт обновлений
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
2012

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.