13790

Пионеры консольного рынка — третье поколение

Если вы пропустили статьи о первых поколениях консолей, то с ними можно ознакомиться по ссылкам:
 
Третье поколение консолей появилось в то время, когда на игровой рынок пришёл кризис, обусловленный техническим прогрессом. Но японская компания Nintendo спасла индустрию, создав консоль, которая покорила игроков своим удобством, простотой и мощными эксклюзивами.
 

Famicom/NES

Разгар кризиса консолей в Америке и Европе пришёлся на 1983 год, но Японии он не коснулся. 15 июля Nintendo показала всему миру, как нужно делать игровые приставки, выпустив самое успешное и продаваемое устройство третьего поколения — Famicom по цене $100. Спустя некоторое время производителю удалось удешевить производство модели и Famicom переименовали в Nintendo Entertainment System, сокращённо NES. Основную популярность ей принёс боекомплект убойных эксклюзивов, причём их можно было купить в день релиза. В те времена о сторонних разработчиках для нового устройства можно было лишь мечтать, и поэтому первые игры для своего детища компания создавала сама.
 
 
Своим появлением Famicom обязана сорокалетнему японскому дизайнеру игровых приставок Масаюки Уэмура. Изначально в Famicom планировали использовать шестрадцатибитный процессор, тогда они уже были доступны, но из-за значительного удорожания устройства было принято оснастить его старым восьмибитным. Уемура проработал в Nintendo до 2004 года и даже сейчас является консультантом компании. 
 
 
Технические характеристики консоли, в сравнении с последними моделями второго поколения, были улучшены. Восьмибитные процессоры устанавливали в приставки и раньше, но тогда игроки получали лишь красивую надпись и слегка увеличенную производительность. NES же его использовала в полную силу. Процессор производился фирмой Ricoh на основе ядра 6502, созданного MOS Technology в 1975 году, и работал на частоте 1,79 МГц. Он включал в себя звуковой процессор и ограниченный контроллер DMA (Direct Memory Access — прямой доступ к памяти). Контроллер позволял использовать оперативную память напрямую, без уведомления центрального процессора.
 
 
В NES было всего 2 КБ оперативной памяти с возможность использования дополнительной памяти с картриджа. Эту идею придумал ещё отец игровых консолей Ральф Баэр. На картридж можно было «запихнуть» всё что угодно: оперативную память, видеопамять, сопроцессор или энергозависимую память для возможности сохранений. Теоретически  из него можно было сделать подобие одноплатного компьютера, но тогда это было сложно и затратно. 
 
 
В системе присутствовал и видеоконтроллер Picture Processing Unit производства Ricoh. Его графическое ядро работало на частоте 5,37 МГц, что было неплохой характеристикой. Видеоадаптер поддерживал спрайты (графические объекты) с разрешением 8×8 пикселей. Их максимальное число достигало шестидесяти четырёх. Контроллер поддерживал до 52 цветов (14 цветов на экране одновременно) с пятью вариациями серого, но также яркость можно было менять у красного, зелёного и синего. Разрешение составляло 256×240 пикселей. Мигание объектов на экране, которое наблюдалось в некоторых играх, обозначало превышение лимита спрайтов, поддерживаемых консолью.
 
В мире нет ничего совершенного, и NES не исключение. В первый год к приставке прилипла репутация системы, которая ломалась и зависала. Случалось это нечасто, но злопыхателям удалось раздуть историю до невероятных масштабов. Виной была небольшая ошибка в материнской плате, и приставки пришлось отозвать обратно на заводы для замены. После NES стала чрезвычайно надёжной и её сметали с прилавков.
 
 
В 1985 году Nintendo пробивается на рынок США. Ранее этому препятствовала Atari, которая должна была заняться распространением консоли в регионе, но отказалась из-за конфликта с игрой Donkey Kong. Она оказалась на компьютерах Coleco, хотя Atari по соглашению должна была быть её единоличным распространителем на территории Северной Америки. Позже выяснилось, что Coleco «спиратили» Donkey Kong.
 
В 1986 году NES оказалась в Европе и Австралии, а поддержка консоли продолжалась почти 25 лет. По официальным данным, было продано более 60 млн устройств и более 500 млн игр.
 
В 2010 году портал IGN в списке 25 лучших консолей поставил NES на первое место, оценивая новаторстов, эксклюзивы и влияние на индустрию.
 
Осенью 2016 года Nintendo выпустила миниатюрную консоль NES Classic mini, включавшую 30 игр, которая из-за небольшого тиража пользовалась ажиотажным спросом. 
 
 
Вспомним немного об играх, ведь именно они принесли приставке популярность:
 
  • Super Mario Bros. — незамысловатый двухмерный платформер, в который приятно поиграть и сейчас. Платформеры существовали и ранее, но Super Mario Bros. был почти идеальным, а заглавная мелодия до сих пор является визитной карточкой Nintendo и одной из самых узнаваемых в индустрии.
  • Battle City — лучшая кооперативная стрелялка-защита базы, на постсоветском пространстве известная как «танчики».
  • Duck Hunt — охота на уток, игра для светового пистолета.
  • Battletoads, Chip ‘n Dale, Contra, Teenage Mutant Ninja Turtles, Double Dragon — отличные суперхитовые кооперативные боевики.
  • Darkwink Duck, Duck Tales, Jungle Book, Prince of Persia, Batman, Little Mermaid  —  бессмертные классические платформеры.
  • Castlevania, Ninja Gaiden, Metal Gear, Megaman, Legend of Zelda, Metroid — игры по данным франшизам выходят до сих пор.
  • Выделить можно и линейку неплохих спортивных симуляторов.

Sega Master System

Окрылённая успехом NES, Sega в июне 1986 года выпускает систему Sega Master System. За три года Nintendo прочно обосновалась на рынке и не дала дерзкому новичку развернуться. 90% всего мирового рынка консолей были заняты NES, а Sega Master System и Atari 7800 оставалось довольствоваться десятью процентами. Маркетологам Sega не удалось убедить покупателей, что их платформа лучше, несмотря на более производительную начинку.
 
 
Процессор Sega Master System был тоже восьмибитным и работал на удвоенной частоте по сравнению с NES, а графическое ядро обладало такими же характеристиками. 
 
Главной фишкой приставки было возможность подключение электронных стереоочков. 3D-игры в 1987 году! 
 
 
В комплект также входил световой пистолет. Его дизайн был скопирован из одного из японских аниме. Он был более тяжёлым, чем у NES, но и конструкция у него была совершенней, что позволяло точно производить выстрел.
 
 
Для консоли вышло 219 игр, включая Sonic the Hedgehog, прямого конкурента Mario.
 

Atari 7800

Новая платформа Atari 7800 должна была исправить ошибки Atari 5200, вернуть компании превосходство на ранке консолей, но в итоге сама стала ошибкой. Atari жила в прошлом поколении и пыталась создать приставку-трансформер, которая могла превращаться в домашний компьютер. Однако время таких приставок уже прошло, людей завоёвывали эксклюзивы. Одновременно с системой вышло немного игр, но они была полностью совместимы с Atari 2600. А кому нужна Atari 2600, когда уже несколько лет все играют в NES? 
 
 
Аппаратные данные Atari 7800 были сходными с NES, но графический процессор был производительней — его частота равнялась 7,16 МГц. Вот только его мощность была бесполезной, так как палитра насчитывала всего 25 цветов.
 

Amstrad GX4000

Самая неудачная судьба постигла восьмибитную консоль Amstrad GX4000. Это один из крупнейших провалов в истории игровых систем. Консоль вышла в 1990 году и была создана на базе компьютера CPC 6128+, у которого были вырезаны все ненужные элементы, уменьшены старые, а также добавлены новые части. Amstrad GX4000 базировалась на процессоре Zylog Z80A с частотой 4 МГц, оперативной памятью в 64 КБ и видеоконтроллером, поддерживавшим 4096 цветов (!). За своё непродолжительное существование для платформы вышло около сорока игр, большинство из которых были портами. Разработчики не доверяли неизвестной в игровых кругах компании с маленькими продажами. 
 
 
Тем более на прилавки магазинов ворвалась Sega Mega Drive! Но об этом уже в другом выпуске. 
 

P.S. или Dendy — играют все!

NES, Sega и Atari были неизвестны игрокам постсоветского пространства, мы уважали совсем другие приставки. Именно благодаря бренду Dendy и компании Steepler в СНГ зародилась культура видеоигр. В начале 90-х молодые предприниматели Андрей Чеглаков, Максим Селиванов и Владислав Улендеев начали продвигать на рынок компьютерную технику, тогда её в народе называли ЭВМ. 
 
Андрей Чеглаков для Forbes в 2016 году
 
На тот момент домашние компьютеры ZX Spectrum от Sinclair были недешёвыми, а молодежь играла в игрушки под маркой «Электроника» («Ну, погоди!», «Весёлый повар», «Тайны океана»), которые являлись клонами портативных консолей Nintendo, содержали только одну игру и стоили недёшево. 
 
 
Сначала Steepler планировала заключить договора с Sega и Nintendo, но фирменные консоли стоили дорого, а если учесть картриджи, то товар становился премиум-продуктом, недоступный простым жителям экс-СССР. Учредители пошли по другому пути и нашли в Тайване фирму, которая могла собрать им недорогие игровые приставки из китайских комплектующих. Dendy была аналогом NES, но Nintendo на тот момент рынок СНГ не интересовал и на пиратское устройство смотрели сквозь пальцы. Приставка работала и с лицензионными играми Famicom, правда на территории СНГ их почти не было.
 
 
Название Dendy, её символ, слонёнок в красной футболке и синей кепке, не несли в себе никакого смыслового значения. Логотип придумал мультипликатор Иван Максимов.
 
 
В декабре 1992 года начались официальные продажи Dendy. В комплект входили два джойстика и один картридж. Отдельно картриджи стоили по тогдашним меркам недёшево, в среднем $10.
 
В 1993 году линейку приставок пополнили новые модели: Dendy Junior, Dendy Classic-2 и другие. Отличие в них было только внешнее и ценовое. Доходы росли на 50% каждый месяц, спрос начал опережать предложение, были открыты фирменные магазины в Москве.  В 1993 году оборот Steepler составил $40 млн, в 1994 году — $140 млн, половина из них — продажи Dendy. 
 
По стране ползли слухи, что новомодные устройства садят кинескопы и портят телевизоры, дети стали больше прогуливать школу, чаще болеть, а родители принимали крайние меры — прятали от них блоки питания или проводили внутренние домашние расследования. 
 
 
Компания процветала, в её планах были переход на 16-разрядные процессоры и контракты с Sega и Nintendo. Популярности добавляли печатный журнал «Dendy — новая реальность» и одноимённая телепередача с ведущим и сценаристом Сергеем Супоневым.
 
Сергей Супонев погиб во время езды на снегоходе в 2001 году
 
Однако в 1996 году Steepler перестала существовать. Смерти бренда поспособствовали следующие причины:
 
  • PC стали более доступными;
  • появление конкурентов-пиратов из Китая (например, Subor);
  • преследование ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации), возникшее из-за конфликта в ходе тендера на автоматизацию Госдумы;
  • падение цен на нефть, из-за чего нефтяники отказались от услуг Steepler;
  • разорение двух банков, в которых хранились деньги компании.
Выпуск приставок Dendy и картриджей для неё продолжается до сих пор, но Steepler не имеет к этому уже никакого отношения.
 
  • Анонсы Gametech.Ru через Twitter
  • База данных игр для PS3
  • Как и где покупать игры для консолей
  • Экспорт обновлений
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
2018

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.